Братьев Маккавеев и их матери
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшнем апостольском чтении мы с вами слышали такие прекрасные, такие важные для нашей жизни слова апостола: "С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса" (Ев 12. 1). Первое слово "терпение" означает, что путь нашей жизни, наше поприще - не просто гладкая дорога без препятствий; она требует терпения, для того чтобы сохранить свой дух ясным, твёрдым, сохранить его в уповании, в надежде, в добре. Терпение есть та сила, которая сохраняет ясность духа человека в трудных обстоятельствах. Поэтому апостол говорит, что в терпении будем проходить наш путь. И об этом терпении напоминает нам сегодня и сам Крест Христов, перед которым мы молимся, ибо он говорит о долготерпении Божием!В этот же день мы празднуем память мучеников Маккавеев, первых мучеников, которые пострадали за истинную веру ещё за 150 с лишним лет доРождества Христова. Их заставляли поклониться идолам и отказаться от веры. Семь братьев было – и ни один из них не поколебался. Когда казнили их учителя, старца, то решили, что мать сумеет уговорить своих сыновей отказаться от веры, чтобы сохранить себе жизнь! И им обещали не только жизнь, но и награды, богатства и почести – так было важно гонителям сломить этих семерых, чтобы поколебались и другие!Но ни один из них не отрекся от веры. Тогда призвали их мать, думая, что у неё дрогнет сердце, но она каждому из них сказала: «Сын мой, я родила тебя, Бог дал тебе жизнь через меня, и я не хочу видеть тебя отрекшимся и посрамленным» (ср. 2 Макк 7. 20-23). И тогда гонители, чтобы поколебать её, убивали и мучили перед её глазами каждого в отдельности! Погиб один - и она стояла твёрдо, погиб второй - она стояла твёрдо! Она была самая большая мученица среди них, поэтому и её память тоже празднуют сегодня. Представьте себе: все дети погибают на ее глазах, и не просто умирают, но умирают в страшных мучениях от рук палачей. Для неё это было хуже всякой пытки, всякого тяжелейшего испытания, но она стояла твёрдо, ибо знала: жизнь дарована Господом! Отпасть от Него – значит, умереть. Жить с Ним – значит, жить вечно.Вот так погибли братья Маккавеи, превратив своё терпение в подвиг. А мать их стала первой женщиной-мученицей.Апостол напоминает нам, что каждый из нас, встречая свои страдания, свои испытания, свои искушения, должен проходить их с терпением. А мы спросим: где же взять силы для этого терпения? Нет у нас сил человеческих! И апостол объясняет нам: будем проходить с терпением, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса». Значит, терпение может придти к нам, если мы глядим на Него, на распятого, на нашего "начальника веры", потому что Он вложил в нас начало веры. Он её совершил в нашем сердце. Смотреть на Него всегда, когда ты радостный, печальный, когда ты в трудах или в отдыхе, в заботах или в ожидании, всегда помнить, что перед нами Господь распятый, распятый не просто, а за тебя, за каждого из нас!И, смотря на Его пронзённые руки, смотря на Его плечи, на которые легли тяжёлые грехи всех людей, мы найдём в себе эти силы терпения, ибо Он их нам пошлёт. Не из себя мы их возьмём, а получим по благодати Христовой! Для того Он явился, для того к нам пришёл и нас учил, для того умер и воскрес, чтобы нас воскресить и дать нам от Своей любви помогающую, спасающую благодать.Аминь.
14 августа 1987 г.
О "чистом оке" и святой Феодоре
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня Церковь нам предлагает чтение из так называемой Нагорной проповеди Спасителя. Этот отрывок начинается словами, который не всегда понимают. "Светильник тела есть око. Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло" (Лк 11. 34). Многие спрашивают, что означают эти слова. Почему око – светильник тела, и какое это имеет отношение к нашей душе и к нашей жизни?Господь здесь сравнивает глаза человека с окном. Если окно чистое, если стекло в нем прозрачное, то солнечный свет легко проникает в дом, и дом полон света. Так же и глаз человека. Если он здоровый, если он чистый, хорошо видит, то все, что вокруг человека окружает, проникает в этот глаз, человек ясно все видит! Таким образом, глаз здесь уподобляется светильнику, то есть источнику света.Но когда Господь говорит о глазе, об оке, Он имеет в виду не только телесные наши очи, а прежде всего – нашу душу. И действительно, если человек имеет душу затемненную, замутненную грехами, то он именно так и видит все, что его окружает. Когда наступает затмение Солнца, некоторые люди, которые хотят посмотреть на него не мигая, коптят стекло. В закопченном стекле пропадает весь цвет, кроме самого диска Солнца. Иногда душа человека тоже бывает похожа на такое закопченное стекло. На что она ни смотрит, всюду видит темное, черное и злое. Каждый человек вызывает у нее подозрение, раздражение, ненависть, глухие темные чувства, потому что воля этого человека, его сердце, "окна его души" темны!Человек злобный, циничный, распутный, человек надменный, который не считается с другими, такими же считает и всех окружающих. Ему даже трудно представить, вообразить, что люди могут быть добрые, честные, благожелательные. Нет, он всех меряет по своей мерке. Вот что означают слова Евангелия об оке, которое должно быть чистым.В одной книге рассказывается притча о том, как сатана однажды сделал такое зеркало, которое человека доброго показывало злым, а человек чистый в нем выглядел замаранным. Все красивое становилось в нем уродливым и безобразным! И вот, бес, радуясь тому, что видит весь мир в искаженном, обезображенном, гнусном виде, все время старался все, что у него было перед глазами, исказить и унизить. Однажды это зеркало разбилось, и его кусочки стали попадать в глаза людям. Это просто старинная сказка, притча. Но она очень глубокая! Она нам, опять-таки, разъясняет, слова Спасителя о чистоте нашего ока.Если вы идете по улице, если вы находитесь в общественном месте, видите незнакомых людей, – проверьте себя, какое у вас к ним отношение! Если они вызывают у вас неприязнь, отталкивание, если вы видите в них все уродливое, дурное, значит, ваше око нечисто, значит, твое сердце улавливает только темноту!В Житии одной святой рассказывается, как она, будучи еще юной девушкой, хотела избрать себе монашеский путь жизни. Но в те очень древние времена женских монастырей еще не было. И поэтому она, переодевшись юношей, пришла в пустыню и попросилась в один из монастырей. Ее приняли, и она жила под именем Феодора среди пустынников и отшельников. Она была доброй девушкой, все братья обители ее любили. Но вот нашелся один монах, сердце которого было черным, который сам был как бы прогнившим человеком; в глубине его сердца гнездилось распутство, хотя внешне он выглядел человеком крайне благочестивым и набожным. Он стал подговаривать братию и убеждать их, что юный Феодор пришел в монастырь с недобрыми намерениями, что он человек нечистый и нечестный! Наконец клевета дошла до того, что этот монах, в сердце которого бес злобы и клеветы все увеличивался и разрастался, обвинил Феодора, что у него в городе есть женщина и ребенок от этой женщины. Поскольку многие были в смятении и смущении, этот монах дошел до того, что подкупил какую-то жалкую, несчастную, бедную женщину, дал ей денег, чтобы она пришла в этот далекий монастырь, неся на руках дитя и уверяя: "Вот Феодор, мой соблазнитель, это его ребенок! Отцы-монахи, воспитывайте его теперь сами!" Бросив ребенка у порога монастыря, женщина, получившая деньги, ушла! Великий стыд и скорбь воцарились в монастыре; игумен вызвал Феодора и сказал ему: "Так-то ты обманул наше доверие! Мы всегда тебя считали честным и искренне стремящимся к подвижнической жизни юношей. А оказывается, ты только делал вид, что благочестив, а у тебя вот что происходит на стороне. Мы тебя отправим обратно в город, но сначала да будет тебе наказание: ты возьмешь этого ребенка и будешь воспитывать, потому что мать от него отреклась".Ни слова не сказала эта девушка в свое оправдание и приняла все поношение и оскорбление молча. Она поселилась отдельно от монастыря, в жалкой хижине и стала воспитывать этого ребенка. Ну а конец этой истории те из вас, кто читал это Житие, знают: когда Феодора умерла, тогда монахи узнали, что они послушались клеветы, что это была юная подвижница, поистине святая душа, которая, вслед за Господом, понесла поношение, унижение и великую скорбь.Спрашивается, откуда явилось это зло?! Оно пришло от завистливого ока человека, от его дурной воли! И мы должны все спросить себя (приходя из храма, мы должны всегда задумываться, вынесли ли мы отсюда что-нибудь нужное и полезное для нашего сердца или нет): как мы смотрим на людей? Как мы относимся к людям? Есть ли в нас доброе расположение к ним? Умеем ли мы прощать их грехи или, напротив, каждая пылинка на брате у нас вырастает в гору? А между тем любой камень, который висит у нас на шее, на собственной шее, кажется нам пылинкой.Да будет око наше чисто. Ибо "если, – продолжает Господь, – свет, который в тебе, – тьма, то какова же тьма?" (Мф 6. 22). Значит, если то, что мы принимаем за свет в нас, живущих, окажется тьмой, то самая последняя тьма – это овладение дьяволом нашей душой. И тогда уже освободиться от него бывает крайне трудно. Все покрывается как бы черной пеленой, и человек отдалятся и от Бога, и от людей, и теряет себя. Чтобы не было этого, будем постоянно очищать и просветлять око своей души, как заповедал нам Господь. Ему же слава во веки веков. Аминь.
Дата неизвестна
О целебном источнике и о святых Кирилле и Мефодии
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!Сегодня мы с вами слышали евангельский рассказ о целебном источнике на окраине Иерусалима. Там собирались толпы больных, они лежали целыми рядами и иногда подолгу; туда приходили и с семьями. И нам это все понятно, потому что в любое место, где есть исцеление, тянутся люди. Они жаждут вернуть себе здоровье, подняться на ноги. Вот был такой целебный источник. Лишь изредка, когда там вскипала вода, она становилась целебной. И тогда все торопились, толпились и, оттесняя друг друга, бросались к этой воде! Был там один человек, который лежал совсем близко от воды, лежал годами. У него не было никого близких. Он был параличный, расслабленный. И представляете его горечь, его обиду: глаза видят эту воду, до нее рукой подать – а он ничего не может сделать! Он бессилен!И вот приходит Господь в это место печали, в эту больницу, в это скопище слепых, хромых, смердящих, ходит среди них и останавливается около этого человека. Тот даже Его не видит, а только слышит голос, спрашивающий его: "Давно ли ты тут лежишь?" Он отвечает:"38 лет." Наверное, всю жизнь! С юных лет лежал он, как труп! Лежал в двух шагах от возможности исцеления.И Господь говорит ему: "Встань! Возьми постель твою и ходи" (Ин 5. 2). Как молния, входит сила Божия в его тело, можно сказать, в заживо умершее тело. Человек поднимается, озирается вокруг, и даже не видит, кто же это его исцелил!.. Господь отошел. Но когда его исцелял, Он спросил: "Ты долго тут лежишь, а почему не мог приблизиться к этой воде?!" А тот сказал: "Нет у меня человека, который бы мне помог". "Человека не имам" – сказал он. Вот на эти слова я хочу обратить ваше внимание.Господь дает нам много благ и возможностей бороться со злом. И в то же время Он хочет, чтобы это было сделано руками человека! И каждый страдающий может сказать, что Бог мне помог руками ближнего, руками человека. Рука Божия сегодня, как и вчера, как и во все дни действует через милосердную руку человеческую. И как бывает горько, когда есть люди, которым некому протянуть руку, у которых нету человека, который бы им помог. Тот целебный источник лишь изредка вскипал и становился оздоровляющим. Но у нас с вами есть вечный источник – Евангелие, Дух Божий, сила веры, присутствие Христа-Спасителя в нашей жизни, а мы, как тот паралитик, лежим рядом распластанные, полумертвые и не можем приблизиться. И можем ли мы сказать, как тот человек: «некому мне помочь». Можем ли мы так сказать? – Нет, не можем! Потому что у нас есть и храмы, и служители храмов, и друзья, и все у нас есть. У нас есть Церковь, которая как раз и выполняет эту роль, она ведь и есть тот человек, который может помочь нам приблизиться к источнику вечной жизни и духовного обновления!Только каждый из нас должен не просто ждать, что кто-то нам поможет, а должен стараться помочь другому, поделиться с ним своим духовным сокровищем, своим переживанием, своей верой, Словом Божиим!Вчера мы праздновали память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Весь мир празднует их память. Недавно отмечали тысячелетие их трудов – в самых разных странах, в том числе и у нас. Почему? Потому что они как раз и были такими людьми, которые захотели Слово Божие принести тем, кто его не имеет. Они жили далеко отсюда. На самолете сейчас из тех мест надо лететь несколько часов. А тогда, почти 1000 лет назад? Месяцами надо было добираться до наших мест. На кораблях, пешком, по опасным дорогам, на вьючных животных. А ведь они имели все, о чем может мечтать человек. Дети знатного царедворца, выросшие и воспитанные в богатом доме! Оба (они были родные братья) и Кирилл, и Мефодий, имели возможность стать блестящими приближенными при дворе византийского, греческого императора. Как теперь говорят, у них впереди была блестящая карьера.Но вместо этого Кирилл начал в библиотеке собирать, сохранять, переписывать и изучать рукописи Священного Писания и христианских книг. А Мефодий захотел посвятить себя иноческой жизни. В конце концов оба стали монахами. Но их ученость привлекла императора, и он стал посылать их в те далекие страны, где надо было проповедовать Слово Божие.Однажды, в знаменательный день для нашей страны и для тех стран, где люди говорят на славянских языках: Чехословакии, Болгарии и других соседних стран, – в знаменательный день братья были вызваны к царю, который сказал им, что из стран славянских великий князь прислал людей, прося проповедника Слова Божия. Там уже народ был крещен, но не знал ни Слова Божия, ни истин веры! Нужен был проповедник. Тогда Кирилл сказал: "А как же я им расскажу? – знают ли они грамоту?" На это им ответили, что они не только не знают грамоты, но у них даже азбуки нет!В то время, 1000 лет назад у славянских народов не было азбуки, той азбуки, которой мы пользуемся сегодня. И вот Кирилл, испросив Божия благословения, занялся этим делом. Он сказал: «Как можно чему-либо учиться без писаного слова?!» Слово, сказанное только устно, – это все равно, что писать на воде, на которой потом ничего не остается. И он, собирая древние буквы, греческие и другие, составил из них тот алфавит, которым пользуются теперь люди во многих частях света, и прежде всего у нас. С помощью этого алфавита они написали первые слова Евангелия от Иоанна: "В начале было Слово", – так начинается Евангелие от Иоанна. Они перевели Священное Писание для богослужения и отправились в славянские земли. Сначала в Крым, а потом в те места, где теперь находятся Чехия и Болгария.Великие труды, необычайные препятствия, множество скорбей - и при этом торжество. Кирилл умер молодым – ему не было и 42-х лет – истомленный долгими дорогами, испытаниями и непрестанным трудом. Он был похоронен в Риме, куда приехал и привез из нашей страны мощи мученика Климента. Остался брат его Мефодий, который и продолжил его труды. Кирилл ведь умер простым монахом. Мефодий был поставлен епископом для славян. Его долго угнетали немцы. Они бросили его в страшную темницу, где он несколько лет находился между жизнью и смертью. Потом, когда уже он вышел из темницы, правота его была доказана. Мефодий тоже умер сравнительно молодым.Прошли века. Над нами они сияют как просветители славянских народов. Все народы, говорящие на славянских языках: русские, украинцы, болгары, сербы, – все они обязаны Кириллу и Мефодию, обязаны их трудам. Вместо спокойной жизни у себя дома они предпочли труд проповедников Слова Божия. Они и оказались теми людьми, которые помогли сидящим во тьме и сени смерти. Поэтому уже десять веков их прославляют не только люди, а прежде всего Господь, потому что они святы перед Ним, они стали рукой Божией, действием Господа у нас на земле. Поэтому мы молимся им, мы их призываем, чтобы они каждого из нас научили в нашей малой жизни, при наших малых возможностях быть тем человеком, который помогает другому принять свет Слова Божия, чтобы, если у нас есть «корка» веры в сердце, не хранить ее мертвым грузом, как сокровище, закопанное в землю, а постараться передать ее ближнему, чтобы от одного огонька зажигался другой, и никогда этот огонь не погас.Аминь.
Дата неизвестна