Проповеди по евангельским чтениям

О расслабленном


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, Церковь открывает перед нами Евангелие в том месте, где рассказывается об исцелении параличного человека, которого принесли к Господу его друзья или родные. Для чего мы читаем сегодня именно это место? И что оно означает?

Напомню вам, хотя вы все хорошо знаете, как это было. Господь учил в одном доме, и было там столько народу, что от тесноты войти уже в дом не мог ни один человек. А один больной, который, вероятно, давно уже лежал в параличе, имел искренне преданных и любящих его людей.

Кто это были, мы не знаем. Может, это были его братья и сестры, может быть, это были его сыновья – неважно; это были родные ему люди. И услышав, что Бог творит чудеса через этого чудотворца Иисуса, они решили во что бы то ни стало принести своего больного к Нему. И понесли они его на носилках – четверо несли. Но когда они подошли к дому, то не только в дом - они едва во двор могли войти, такая там была толпа.

Другие бы люди сказали: «Ну что делать, не судьба» и вернулись бы восвояси. Или, может быть, ждали бы часами, а то и днями, потому что одни люди уходили, другие приходили, войти было невозможно. Но они, во-первых, очень хотели помочь своему другу, родному человеку, во-вторых, они очень верили в то, что сила Иисусова его поднимет!

И они решились на дерзкий шаг: все четверо залезли на крышу дома (а крыши на юге делались легкие – это были просто переборки из ветвей, связанные глиной, и разобрать их ничего не стоило), разобрали всю эту крышу, затянули туда на веревках носилки и на веревках спустили их прямо к ногам Христа-Спасителя. И говорит евангелист Марк, которого мы сегодня читали: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: «чадо! прощаются тебе грехи твои…встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк 2. 9). И тот поднялся.

Обратим внимание на эти слова: "Иисус, видя веру их..." – даже не веру этого больного, который, может быть, находился в состоянии бессознательном, может быть, он и никакой веры-то не имел, а лежал, как бревно, но веру тех, кто пришел и кто с большим трудом доставил его к Господу. Они как бы молча говорили: «Вот мы так Тебе доверяем, что готовы и крышу пробить, только бы к Тебе принести нашего больного». И видя их веру, Господь простил грехи этому человеку. А болезнь его была от грехов.

Этот евангельский рассказ, такой живой, правдивый. истинный, говорит нам о том значении, которое имеет наша вера, когда мы молимся за других людей. Часто, заглядывая в Священное Писание, люди спрашивают: «Почему раньше было много чудес, а теперь их нет?» Это неправда! Сила Божия проявляется всегда одинаково! Во все времена! Если в нашей жизни мало таких проявлений, значит, в нашем сердце мало веры.

У нас есть, за кого молиться. У нас есть, за кого тревожиться. У нас достаточно обстоятельств, когда мы не можем своими руками ничего сделать: когда человек далеко от нас, когда он в беде или в нужде, а мы не в состоянии ему ничем помочь; когда у человека сердечная беда, которую ничем не исцелишь!.. И вот тут-то! оказывается, нужна наша молитва. Когда человек просит: помолись обо мне, – это не просто присказка, это самая настоящая просьба, потому что иной раз молитвой можно сделать больше, чем языком и руками.

Иисус видел веру этих людей и помог больному – не им, а больному. Если Он будет видеть нашу веру, Он поможет нашим близким, за которых мы Его просим! Но для этого нужна не немощная молитва, молитва параличного, расслабленного. Нет, нужна молитва, которая способна стену пробить! Вы посмотрите на этих людей: они не побоялись разобрать крышу, только бы к Господу принести своего родного. Значит, так же и мы должны стремиться пробивать стену нашей собственной души, души окаменевшей, вялой, наполовину уснувшей.

Тогда Господь, видя веру нашу, будет творить для нас чудеса в жизни. Тогда вы увидите, что ничего не будет случайного, все будет проходить перед лицом Его. Тогда наши трудности и бедствия, радости и успехи, взлет жизни и закат жизни всегда будут проходить под знаком чуда.

Мы будем просить у Господа и Он будет исполнять то, что нам надо, по нашей молитве и по Его воле. И мы будем знать не из книг и не понаслышке, а из своей жизни, что "Ты еси Бог, творяй чудеса".

Аминь.

Дата неизвестна



О целебном источнике


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня неделя, посвященная воспоминанию о расслабленном. Вы все помните, что на каждое водоосвящение мы читаем в Евангелии про купель Вифезда (по-русски значит "Дом спасения"). Сколько людей, сколько поколений приходило туда! Приходили, садились около колонн, смотрели в воду, в этот бассейн-купель, и ждали, когда появятся пузырьки, когда вскипит вода; они знали, что первый, кто войдет в нее, получит облегчение от своих болезней. И вот там собралось столько людей, что евангелист говорит: множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды, ожидали, когда вода придёт в движение.

Но вот приходит туда Господь. Приходит в этот дом страдания, милосердия, дом исцеления и находит среди всех одного человека – единственного человека, лишённого надежды. Все надеются, что рано или поздно доберутся до воды, что их донесут родные, что они получат если не полное исцеление, то хотя бы облегчение. А он, параличный, недвижимый, лежит на своей подстилке уже годы – двадцать! тридцать! почти сорок лет! Можно сказать, всю свою жизнь! Наверно, еще в молодости разбил его паралич, и вот с тех пор, забытый всеми, родными и близкими, он там лежит. И нет никого, кто бы его поднял и подтащил к воде.

И вот Господь из всех выбирает только этого человека, человека потерявшего надежду. Он подходит к нему сзади так, что тот даже не видит лица Его, и спрашивает: «Давно ли ты тут лежишь?» И этот человек отвечает Ему упавшим голосом, привыкнув уже к тому, что он лежит тут, как ненужная ветошь, как прах: «38 лет я лежу». «Почему же ты не пытаешься войти в купель?» «Нет человека, который бы мне помог коснуться целительной воды». "А хочешь исцелиться?" "Да, господин, хочу!", – говорит он, не видя Того, кто с ним разговаривает! И тогда он слышит властные слова Господа: "Встань! возьми постель твою и ходи" (Ин 5. 2).

И вот в эти расслабленные жилы вновь возвращается сила! Человек, который, можно сказать, был заживо погребен, лежал здесь, как труп, вдруг почувствовал в себе дыхание жизни. Он поднялся, встал, собрал свою подстилку и, не поворачиваясь (он, видно, обезумел от радости), пошёл оттуда. Пошёл оттуда исцелённый...

А Господь нашёл его после и сказал: «На тебе были твои грехи, и они тебе простились; иди, не греши, чтобы не было с тобой худшего». Видно, знал Господь душу этого человека. В этот день субботний по церковным правилам не полагалось ничего делать. Поэтому блюстители Закона, фарисеи, увидев, что он несёт свой одр, свою подстилку, спросили: «Кто тебе велел ходить?»

Он ответил: «Тот, кто меня исцелил». "А как его зовут?!" " Не знаю, я Его не видел!" Но когда он увидел Его лицо, увидел своего Спасителя, он пошел к ним и сказал (он просто донёс!): «Вот кто мне это велел сделать – Иисус, из Назарета Галилейского». Он донес на своего избавителя, на Того, Кто его вернул к жизни, Кто превратил его из живого трупа в полноценного человека, – он тут же, не колеблясь, выдал Его имя. Евангелист Иоанн говорит, что с того времени фарисеи особенно стали преследовать Господа.

В этом рассказе мы видим, как тесно связаны душа человека и тело. Господь сказал: «Ты был болен! Иди и впредь не греши, чтобы не было худшего». В самом деле, болезни наши часто связаны с нашей душой! Напоминаю вам о том, что есть худшие болезни: вот лежит параличный человек и не может пошевелить ни рукой, ни ногой; у него нет болей, он не страдает, но в то же время он и не живёт.

Как это напоминает нам о параличе нашей души, когда она спит, как полумёртвая, когда она не может пошевелиться, когда она не то что 38 лет, а всю жизнь немощная и расслабленная – расслабленная в молитве, расслабленная в деле, расслабленная во всей жизни и ничего не способная сделать для Бога.

Впрочем, и тут слово этого больного напоминает нам о нашем Спасителе, потому что он говорит: «Нет человека, который бы мне помог подойти к купели». А у нас есть такой человек, у нас есть Богочеловек – Господь Иисус! И у нас есть купель, которая не раз в год, как та, даёт исцеление, или раз в день, а постоянно. У нас есть всегда открытая нам сила благодати, сила Евангелия, сила Церкви, и сам Богочеловек, Тот, Который говорит каждому из нас: «Возьми свой одр, встань и иди, хватит тебе лежать, подобно мёртвому! Встань, душа! Ведь придёт время, и очень быстро, когда данная тебе жизнь будет взыскана с тебя! Что тогда ты ответишь?! Скажешь: лежала я, как труп! Лежала я мёртвая и ничего не сделала ни для людей, ни для Бога. Вялая, косная, сонная, бездеятельная».

Мы ждём вечной жизни, а вечная жизнь есть вечное движение и вечная радость. Сонная мёртвая душа! Разве ты можешь перейти в Вечность?! Разве ты можешь обрести Царство Небесное, когда уже здесь, по эту сторону жизни, мы уже духовно умерли! Ноги наши двигаются, язык наш ворочается, едим, пьём и спим, а душа уже наша погребена, уже стала, как тот параличный, расслабленной и мёртвой.

Итак, посмотрим на эту купель, взглянем на руку, которая нам простёрта и скажем: «Господи, да, мы парализованы, да, мы расслаблены, мы немощны и ни на что не способны! Но мы имеем и источник жизни, и Человека, Который может нас подвести к этому искупительному водному чуду. Чуду купели, дому спасения! Там это был бассейн, к которому приходили исцеляться, а здесь этот дом есть храм Божий. Мы сюда приходим слепые, духовно хромые, душевно сухие, сердечно чающие движения Божественной воды. Так вот, пусть огонь, который нисходит на эту воду, сойдёт и на нас.

Через два дня будет преполовение Пятидесятницы - пройдет половина времени от Пасхи до Троицы. Мы Великим Постом готовились к пасхальным дням, а теперь я всех вас призываю готовиться ко дню Святой Троицы! Какой это день? Это день, когда Дух Божий сошёл на апостолов! Но ведь раз на апостолов, значит, и на нас Он должен сойти. Но Он сходит только на готовых, на тех, которые взывают к Нему: «Приди и вселися в ны».

Значит, мы должны сейчас готовиться к этому, готовиться к этому дню молитвой, исповедью, причащением, добрым деланием, борьбой с грехом своим! И в тот день, когда Дух Божий сойдёт на апостолов, Он придёт и в наши души.

Аминь.

Дата неизвестна



"Восстань, спящий"


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы много слышим в церкви молитв и песнопений. И каждый век, каждое время прибавляло к этой сокровищнице новые и новые творения людей, посвятивших себя гимнам, молитвам и псалмам, которые звучат в стенах храмов. Покойный патриарх Сергий, покойный митрополит Никодим составляли службы и молитвословия. Вы все хорошо знаете акафист Страстям, который мы читаем Великим Постом, – его составлял 100 лет тому назад Иннокентий Херсонский, архиепископ. Итак, каждое время имело своих гимнотворцев и слагателей молитв.

Сегодня мы с вами читали послание апостола Павла, в котором святой апостол приводит слова из одного из самых древних песнопений Церкви. Оно все целиком не сохранилось, но первые строки его остались в памяти верных, потому что апостол Павел приводит эти слова: "Встань, спящий, воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос" (Еф 5. 14).

Вот три призыва, три обетования, обращенные ко всем нам: пробудись, спящий, ибо слово Христово есть голос Божий, который будит человека заснувшего, живущего как бы в полуобмороке, во тьме; человек не отдает отчет своим поступкам, он бредет по жизни до могилы, не зная, как ему нужно жить, куда он идет, для чего живет, что он принесет в эту жизнь и с чем предстанет перед Богом в конце своей жизни. Поэтому древний, не ведомый нам по имени гимнотворец призывает нас и говорит: "Встань, спящий!"

Через века проходит голос неизвестного молитвенника Церкви, через 20 веков обращается он к каждому из нас: «Посмотри на свою жизнь, загляни в свое сердце, подумай о том, к чему ты готовишь себя; пробудись, спящий! довольно спать; можно ли жить так, как ты живешь? Пусть укорит тебя твоя совесть. Пусть манит тебя свет Христов! Пусть ревность Господня наполняет твое сердце! Пробудись, спящий!» – вот что говорит нам это песнопение.

Больше того, оно намекает на то, что наша дрема, наш сон – на самом деле означает смерть! Человек живет и не знает, зачем и почему. Может быть, ты христианин или христианка; может быть, ты считаешь себя верующим, но все как во сне: утром встаешь, пробормочешь молитвы бездумно, бессвязно, идешь на свой труд и поступаешь так, как поступают язычники – в злобе, зависти, ненависти, клевете - во всем том, что нам Господь запретил в нашей жизни. Мы спим и никогда не задумываемся над тем, что же нам нужно изменить в своей жизни, чтобы стать настоящими христианами. И вот тогда-то нам нужен этот голос, говорящий: «Встань, пробудись, спящий».

Ты мертв. «Воскресни из мертвых!» - вторые слова. Воскресни! потому что это мертвенная жизнь, она только называется жизнью. Мы живем, дышим, едим, спим, о чем-то думаем, о чем-то хлопочем, но это не настоящая христианская жизнь, в ней нет горения духа, нет стремления быть по-настоящему достойным чадом Церкви Христовой, достойным учеником нашего Господа.

Но мы скажем: «Как нам быть? Кто нас пробудит? Кто даст нам эту силу?!» И конец этих строк объясняет: «И воскресит, и освятит тебя Христос». Он делает это, Он это совершает.

Вы все знаете притчу о десяти девах, которые должны были в брачную ночь торжественно со светильниками встретить жениха. И Господь Иисус каждого из нас уподобляет этим девам. Они ждут праздника, они ждут жениха, торжества, они должны держать светильники зажженными. Так же и мы должны не спать, а бодрствовать. Светильники нашей совести, нашего разума, нашей воли, всей нашей жизни, посвященной Христу, – должны быть всегда готовыми! Господь говорит: «Бодрствуйте!» Не спите, а бодрствуйте.

И вот когда эти девы заснули, у половины из них, как вы помните, погасли светильники, потому что там не было масла. И когда пришел жених, они уже не могли его встретить, пошли покупать, вернулись, но двери были закрыты. Они стучались, а жених, оскорбленный их нерадением, не пустил их в дом.

Что же означает масло освященное, что значит "светильник" и его свет для всех нас? Священное Писание уподобляет Церковь Христову светильнику. В Апокалипсисе апостола Иоанна Богослова говорится о семи светильниках, горящих у престола Божия, и объясняется, что это Церкви Христовы.

Почему они называются светильниками? Они светят, они изливают вокруг свет истины и Божественной любви, которую дал им Господь. И мы с вами, будучи членами Церкви, должны нести этот свет в жизни, не дремать, не спать. Всегда быть готовыми, держать светильник полным елея!

А елей? Он означает многое: и наше терпение, и нашу верность, и наш труд, в том числе духовный; желание сосредоточиться на молитве, углубиться в Слово Божие, в Священное Писание, желание побороть свой грех, обновиться и действительно бодрствовать в ожидании Небесного Жениха. И он приходит! Он приходит, чтобы освятить нас.

Он приходит всегда. Когда нас с вами сражает болезнь и мы оказываемся растерянными и жалкими, Бог посещает нас и проверяет: готовы ли мы встретить Его!? Когда перед нами открывается возможность поступить так или иначе, выбрать себе дорогу, пойти по правому пути или по левому, - это значит, Господь рядом с нами и ждет нашего выбора.

Когда перед нами нуждающийся, когда перед нами человек, который ждет от нас подкрепления и поддержки, когда перед нами возможность делать дело Божие в жизни - это всегда означает близость Христа. Он здесь, в нашей жизни, он освящает нас, посещает нас в радости и скорби. И, наконец, когда завершатся отпущенные нам годы, тогда мы должны быть готовы встретить своего Господа, встретить, держа в руках свои светильники.

А в них будет елей – все то, что мы собрали за свою жизнь. Тогда поистине мы воскреснем из мертвых, умирая, вернемся к Господу. Тогда поистине и окончательно, если мы будем достойны этого, освятит нас Христос. Только бы мы приложили все свои усилия, чтобы на протяжении жизни служить Ему - всегда, везде, во всем.

Аминь.

23 ноября 1980 г.



В память об окончании войны


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем окончание Второй мировой войны. Иные из вас родились, когда война эта уже кончилась. Но многие успели ее застать, многие от нее и пострадали, и претерпели, и не вернулись к ним их близкие и родные. Эта война пришла как страшное бедствие, как страшное возмездие. Люди 100 лет тому назад думали, что они могут прожить без правды, без Божией правды, и что все у них будет процветать, все будет благополучно. Но как только люди лишились верного указателя истины, они потеряли всякое понимание о том, что такое человек и как надо его беречь. И вспыхнула сначала одна война, Первая мировая, потом Вторая мировая война.

Эти войны показали, что люди без правды жить не могут – без нее они способны уничтожать друг друга. Даже зная правду, зная Божий Закон, человек постоянно колеблется и претыкается. Такова свобода и слабость человека. Но когда у него нет этого Закона, разнуздывается всяческое зло и сокрушает не только наши жизни, но и целые народы, города и страны, потому что у него нет ничего святого, нет ничего запретного.

Вот откуда произошел ужас минувшей войны. Ведь то, что творилось на ней, делали люди, которых рожали матери, которых кто-то воспитывал и, может быть, в детстве говорил им о чем-то добром. Но все было искоренено, вычеркнуто, вытравлено, выжжено в сознаниях людей. И они пришли, истребляя и женщин и детей, не щадя ни городов, ни памятников. Храмы, которые стояли сотни лет, были уничтожены; а те, которые и так до этого достаточно пострадали, были окончательно превращены в кучи камней.

Жалко древних храмов, но еще более жалко людей – и тех, которые погибли, и тех, которые в своем бесчеловечье потеряли образ Божий. И Церковь в нашей стране, несмотря на пережитые ею трудности, ни минуты не колеблясь, в годину испытания, все забыв, все сделала, что от нее зависело, чтобы помочь отстоять свое Отечество. Не буду вам напоминать, как укреплял и вдохновлял Дух людей, которые и веру забыли, и иконы выбрасывали, а когда стало трудно, снова вернулись.

Как мне рассказывали, во время ленинградской блокады немногие оставшиеся храмы были набиты людьми. Набиты! В то время как перед войной там было два человека. Так же, помню я, было в Москве во время войны, как устремлялись все молиться о своих воинах, которые в это время сражались. Церковь обращалась с посланиями к народу, собирались средства для защиты страны. И даже на средства верующих были созданы эскадрилья самолетов и танковая колонна. И когда они шли в бой, то наш митрополит Николай приезжал в часть и от лица православных христиан говорил слово, обращенное к воинам.

Так было. Люди погибли, люди похоронены не только на своей земле, но и на далекой чужбине. Сегодня мы с вами пришли, чтобы помянуть их, помолиться о них, вспомнить о тех, кто послужил ближнему. Ибо, как говорит нам Священное Писание, «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13).

Аминь.

9 мая 1987 г.



Богатый юноша


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы с вами слышали евангельское чтение о том, как ко Христу-Спасителю подошел богатый молодой человек, поклонился Ему и сказал: "Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?"(Мк 10. 17).
Он был богат, молод, наверное, имел все, о чем обычно мечтают люди и что им кажется самым привлекательным, самым драгоценным. И все-таки он не был удовлетворен.

Иначе бы он не подошел и не спросил: "Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Не простую жизнь, которую мы с вами ведем сейчас, а вечную, Божию жизнь и по эту сторону гроба, и по ту. Божию жизнь, настоящую жизнь! "Что мне делать, чтобы ее наследовать?" Заметьте, что он сказал "наследовать". Что это значит? Мы наследуем то, что нам принадлежит по праву, что нам обещано, завещано. Значит, кто-то завещал нам и обещал нам жизнь - не такую, какая у нас есть, а жизнь вечную, полную, прекрасную!

Вот об этой Божественной жизни и думал богатый юноша, когда обратился к Господу. Значит, ему хотелось счастья. Но кто из людей не хочет счастья? Каждому человеку свойственно стремиться к благу, к добру! И сам Господь есть добро, и от Него исходит всякое благо.

Однако, люди не всегда правильно понимают, что такое счастье, что такое настоящее благо для человека... Иным кажется, что достаточно быть здоровым, благополучным, иметь успех в своих делах. Хорошо это? Да! Конечно, это благословение Божие. Но это еще не все. Иначе бы этот юноша ни о чем больше не беспокоился - он все это имел!.. На самом деле счастья достичь не так просто.

Был в старину один восточный царь, который имел успех и на войне, и в управлении своим государством, и в своих личных делах. И вот однажды, когда он был уже стар, он подвел итог своей жизни и задался вопросом: «А сколько в моей жизни было по-настоящему счастливых дней?» Подсчитал, подумал и сказал: «Не более четырнадцати ...» А в книге Ветхого Завета, называемой Экклесиаст, говорится, что "Вот, я взвесил и славу, и удовольствие, и богатство и узнал, что это тщета".

Значит, не может человек удержать при себе ничего – все уходит, как песок и вода между пальцами; не может быть человек счастлив только одним временным, только одним внешним.

Люди часто думают, что будут счастливы, если они приобретут вещи, для них приятные и ценные. Конечно, это хорошо и благословенно. Но все-таки не в этом счастье человека! Мы знаем, что потребности человека безграничны, что сколько нам ни давай, нам всегда будет мало. Но счастья может не быть. Все равно тревожно на сердце, все равно не удовлетворено оно, все равно мы либо спим духовно, вялые, равнодушные, пустые, либо мечемся, либо в тревоге ожидаем старости, болезней и смерти.

Даже самый знаменитый человек не может себя оградить ни от болезни, ни от старости, ни от конца жизни. Значит, он уже не может быть счастлив, если он не знает, что такое жизнь вечная здесь и теперь, жизнь в вере, жизнь Божия, жизнь духовная...

А что же ответил Господь этому юноше? Первое, что Он сказал: " Пойди, все что имеешь, продай, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф 19. 21). Вот если бы нам Господь сказал "Оставь все"? Конечно, нам это было бы трудно и невозможно сделать. Может быть, мы тоже бы отошли с печалью, как тот юноша, и сказали бы: «Господи, мы не можем». Значит ли это, что для нас закрыта дорога Божия? Нет, не закрыта.

Не закрыта, потому что мы можем жить по-другому. Мы можем жить в этой жизни, но по Божиему! Жить на земле, но по небесному! Жить в этом мире, но по правде Христовой и всем сердцем быть приверженными этой правде И тогда вы увидите, что в вашей жизни появится гораздо больше счастливых дней, чем у того царя, который насчитал их всего четырнадцать. Ибо все нам дает счастье: и молитва, с которой должны мы каждый день обращаться к Отцу Небесному, и наше сердце, которое призвано любить всех и относиться с доброжелательностью к окружающим нас людям.

Сердце, полное света - оно ведь и нас будет наполнять миром, спокойствием, радостью. Совсем не обязательно нам гнаться за чем-то: то, что имеем, будет нам казаться прекрасным. Мы будем следовать завету апостола: "Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите" (1 Фес 5. 16).

Как счастлив человек, который благодарен Богу и людям! Его сердце всегда переполнено, его разум всегда ясен и здрав... Наши поступки будут чистыми, наша жизнь будет трудовой и самоотверженной, наш разум будет направлен в правильную сторону. Мы не будем приходить в смятение, в отчаяние, в уныние – ведь над нами Господь!

Мы будем всегда просветлены, спокойны, всегда будем в надежде и в уповании на нашего Господа. Вот оно, счастье – уже здесь, на земле, уже на пороге Вечности мы получим благословение. Вот счастье супружеской семьи: где есть дети, и где их нет – всегда может быть любовь и доброе расположение друг к другу. Вот дом, где живет множество людей: если мы будем относиться друг к другу правильно, то в нашей жизни будет и свет, и радость. Вот наш труд, у каждого из вас, домашний или на работе: если он кому-то нужен, то он становится Божиим делом. Вот наши печали, которые к нам приходят, но ведь и тогда мы можем сказать: Господи, эти печали нас закаляют, делают нас тверже, делают нас более здравыми, испытывают нашу веру, как в огне.

И, наконец, то, что неизменно ожидает впереди каждого человека, - ворота смерти, которые пугают и страшат нас. В Божественной жизни, в жизни настоящей они перестают нас страшить. Эти ворота являются дверями в Вечность, значит, нам уже ничто не страшно. "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" (Ос 13.14; 1 Кор 15. 55)

Неразрушимые, с вечным благословением в сердце мы проходим через жизнь и уходим в бесконечность. Ибо как здесь благословение Божие, так и там. Вся жизнь объята благословением Божиим, которое дается нам всегда и навеки. Нам остается только принять его, ввести в свою жизнь! Сокровище нам протянуто, дар дан – только возьмите его, возьмите сейчас и почувствуйте, какой это свет, какая сила, какое это Божие благословение!

И тогда мы с вами узнаем, почему Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным оставь все» (ср. Мф 19. 21) Да, мы все будем делать, но на первом месте будет у нас Господь. И тогда вся наша жизнь осветится Божиим светом и жизнь на земле будет озарена светом Неба.

Аминь.

2 февраля 1986 г.


Заповеди блаженства


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждую Литургию мы с вами слышим, как читаются и поются слова Господа, начало Его Нагорной проповеди: "Блаженны нищие духом,.. блаженны плачущие,.. блаженны кроткие,.." Многие люди, глубоко изучавшие Священное Писание, признают, что в Нагорной проповеди, проповеди, сказанной на горе, запечатлелась самая суть учения Господа нашего Иисуса Христа.

Именно поэтому так часто в храме мы слышим эти слова, эти, как мы их называем, заповеди блаженства или, правильнее будет сказать, обетования блаженства. Потому что Господь обещает блаженство плачущим, кротким, миротворцам, изгнанным за правду.

Что же такое "блаженство"?! Это высшая ступень счастья, это благо, к которому стремятся все люди на земле! Грешно ли стремиться к счастью? Грешно ли желать его? Конечно, нет. Потому что Господь, создавший по любви весь мир, возлюбивший каждую тварь и особенно нас, людей, ибо мы можем становиться чадами Божиими, не мог создать нас ради зла, ради страданий, ради несчастья!

Его цель – благо всех существ, каждой человеческой души. Между тем люди, отойдя от Бога, забыв Его завет, потеряв ту духовную силу, которую Господь дал нам, терзаются в глубоких муках, душевных и телесных. Мир не знает счастья, хотя за ним гонится. И мир ищет его там, где его нет. Сколько сил потратили люди на то, чтобы найти счастье!

Некоторые из вас, наверное, помнят книгу про Синюю Птицу, которую искали дети. Синяя птица – это знак счастья! Когда они ее искали, она была синяя, но оказавшись в руках, она умирала и становилась черной. Так и счастье человеческое. Люди стремятся к почету, к славе, но достигая их, видят, что они не имеют никакой цены. Люди ищут материальных благ и удобств, достигают их, но оказывается, этого совсем недостаточно для счастья.

Быть может, мы, здесь живущие, живем намного лучше, чем жили люди триста или четыреста лет назад на этом самом месте, в этом городе. Но можем ли мы сказать, что мы счастливее их? Нет, не можем. Значит, не в этом дело.

Люди часто ошибаются, полагая, что счастья можно достигнуть усилиями и хлопотами. Сегодняшний мир похож на человека, который бежит за призраком, который страстно хочет настичь его, поймать, схватить, но призрак ускользает из рук. У нас тысячи развлечений, тысячи возможностей, и они возрастают с каждым годом. Но можем ли мы сказать, что с каждым годом человек становится спокойнее, добрее, счастливее? Оказывается, и этого недостаточно.

Бог вложил в человека стремление к знанию, к познанию тайн мира. Люди многое узнали и, можно сказать, что с каждым днем увеличиваются знания людей. И это прекрасно! Это может только радовать человека. Однако это еще не счастье. Это еще не тот предел, к которому человек может стремиться. Мир, спокойствие, благополучие, молодость, любовь, здоровье – вот что пишут люди на вратах, надеясь, что за ними скрыто неуловимое счастье.

И поскольку мы видели, что люди его не достигают, спросим все-таки у Господа: «Господи! Что же есть счастье? Что это за цель, к которой стремятся люди?» И что же мы слышим? Совсем неожиданные для нас слова. Он вовсе не говорит, что счастливы люди обеспеченные, властвующие, довольные собой. Он говорит, что счастливы, блаженны могут быть люди, изгнанные за правду, люди, которые плачут, то есть переживают какое-то горе, люди, нищие духом, то есть знающие свои недостатки, ищущие духовного обогащения, сознающие, что у них чего-то нет.

Оказывается, счастье не в том, чтобы искать и завоевывать его для себя. Надо забыть об этом. И тогда мы действительно найдем то, что мы ищем: внутренний мир души, радость, спокойствие, доброжелательное отношение ко всем людям, и главное – мир с Богом и с собой! Человек, который имеет все, о чем мечтают люди на земле, но у него нет мира с собственной совестью и мира с Богом, тот человек не нашел и не найдет счастья. Между тем человек, который лишен многого из того, что люди считают самым замечательным и заманчивым, но имеет мир с Богом и с собой – он счастлив здесь сегодня.

Когда мы читаем писания подвижников, когда мы слышим их слова, как они переживали близость Божию, как будто огонь Пятидесятницы снова приходил к ним, и они писали, что нет у них слов, нет выражений для того, чтобы рассказать, как посетил их Господь, мы спрашиваем себя: «Кто же были эти люди? Цари или прославленные полководцы, которых приветствовали толпы людей!?» Нет, они жили в убогих хижинах, иногда вдали от человеческого жилья, и иногда у них не было куска хлеба на день – но с ними был Господь!

«Блаженны миротворцы!» – говорит нам Господь. Это значит, что счастлив тот, кто может служить другим, приносить им мир... «Блаженны кроткие», то есть люди, которые стараются убить зло в корне. Человек некроткий, сталкиваясь со злом, пытается одолеть его другим злом, и вместо одного зла получается два. Кроткий же человек умеет обуздать себя, свой язык и свои чувства, и стойко переносить трудности, неприятности и даже поношение. Счастливый человек ищет правды - правды Божией, правды жизни, поступков, правды сердца.

Но что такое правда Божия? Это еще и само учение Господа нашего, нам преподанное. Если мы его ищем, то мы его уже находим. И еще что такое правда? Это сам Христос! Он живая правда! Не слова и не книга, а Он живой, явленный нам Богочеловек, Господь Спаситель. Вот Он и есть правда. Если мы алчущие и жаждущие Христа, Он никогда от нас не отвернется и никогда не отринет тех, кто Его ищет. В молитве мы Его находим. В таинствах мы Его видим. В святой Чаше, в причастии Он Сам нам отдает Себя, отдает Свое сердце, чтобы нас укрепить.

И если мы терпим ради Его имени, мы - "блаженны изгнанные правды ради". Пускай это трудно и тяжело, но мы можем в этом обрести счастье. Потому что это великая честь - принять поношение за крест, за имя Христово. И если миру будет казаться, что мы на самом деле несчастные, что мы на самом деле какие-то отверженные, он будет ошибаться.

Даже в испытаниях, даже в трудностях, если мы рядом с Господом, мы имеем благословенный блаженный мир. И тогда люди увидят, что ничто не может нас сломить, потому что мы имеем самое главное! И тогда люди увидят, что, если мы не получили того, о чем мечтают все, то мы получили самое драгоценное, неистребимое, несокрушимое.

Мы имеем благословение Божие, жизнь рядом с Ним, перед Его лицом, исполнение заповедей Его из любви к Нему, жизнь в свете Его вечного Царства, чтобы оно сияло в наших домах, в наших храмах, в наших сердцах.

Аминь.