2025 – год 90-летия со дня рождения
Александр Мень (1935–1990) — одна из самых известных фигур русской духовной культуры ХХ века. Выдающийся проповедник и мыслитель, убитый при обстоятельствах, которые вот уже более 30 лет остаются до конца невыясненными, один из столпов духовного возрождения в послевоенном Советском Союзе, он и сегодня продолжает указывать путь многим людям.
Отец Мень основал одну из самых ярких живых и многочисленных православных общин.
В конце 1980-х гг. был самым известным в России проповедником христианства.
Труды Александра Меня переведены на десятки языков, суммарный тираж только одной его книги — «Сын Человеческий» — исчисляется миллионами экземпляров и продается на всех пяти континентах. Он – автор 20 книг по библеистике, истории религии, философии, среди его наследия есть также историческая проза и детские сказки.
Его влияние на советскую интеллигенцию 1960–1980-х сложно переоценить, самый краткий список прихожан маленькой подмосковной церкви отражает важность и притягательность фигуры пастыря: Надежда Мандельштам и Мария Юдина, Александр Галич и Наталья Трауберг, Сергей Юрский и Николай Каретников, Лион Измайлов и Фазиль Искандер, Юлиан Семенов и Анри Волохонский и многие другие. Люди разные, несомненно важные для культуры нашей страны, все они в той или иной мере видели в Мене живого, подлинного, чуткого человека, разрушавшего предвзятое отношение к «людям Церкви».
Человек чрезвычайно открытый, Александр Мень, по его собственным словам, не был богословом в академическом смысле, но стал тем проводником к Создателю, которых так не хватало в советское время.
В наследии отца Александра вера не несет на себе печать подобия схоластического богословия, не требует видимых чудес и не отвергает добра, когда оно исходит от людей нерелигиозных. Именно поэтому отец Александр постоянно говорил о том, что противопоставление «светский — религиозный» в культуре, литературе, науке бесполезна и безосновательна. «Всякая хорошая литература — художественная, философская, научная, — описывающая природу, общество, познание и человеческие страсти, повествует нам об одном, о “едином на потребу”» (Из писем к З. А. Маслениковой, сентябрь 1979 г.).
Естествоиспытатель, публицист, художник, проповедник, он собирал десятки тысяч человек из самых разных уголков страны, открывая для них лицо того христианства, которое не могло не удивлять: любая сторона жизни, событие, проблема или переживание становились благодаря ему одинаково важными и непосредственно связанными с источником личной веры — надеждой, которая озаряет мир.