— Советник Горбачева, Вадим Загладин, разъясняя смысл визита президента в Рим, сказал: “Позиции Ватикана по гуманитарным проблемам, по вопросам мира, экологии, развития, для нас не только интересны, но и приемлемы в значительном большинстве случаев”.
И еще: “Точек зрения, по которым Советский Союз сегодня близок Папе Иоанну Павлу II, весьма и весьма много, в отличие от прошлых лет”. Вас не пугает немного эта внезапно наступившая атмосфера Великого Консенсуса?
— По этому поводу можно иметь разные мнения. Но я убежден, что в нашем случае бояться нечего. Более того, встреча с Папой может дать импульс огромному прогрессу в социальной и религиозной жизни. Ведь Михаил Горбачев — первый кремлевский лидер, решительно и радикально изменивший религиозную политику.
Я бы назвал ее настоящей революцией, сравнимой лишь с революцией, произошедшей в сфере гласности; а может быть, и большей. Новая политика перестала игнорировать важнейший фактор человеческой, культурной и исторической жизни, каким является религия, в первую очередь, — христианская. Христианство — корень европейской и нашей культуры.
Я убежден, что ее возвращение в систему общественных ценностей принесет терпимость, нравственный рост, большее уважение к наследию прошедших веков. В общем, по-моему, трудно переоценить значение того, что, благодаря встрече между Горбачевым и Папой, мы сможем поближе познакомиться с опытом Католической Церкви. Я же не говорю, в конце концов, что ради диалога с кем угодно христиане должны отказаться от своих основополагающих убеждений.