— Христа называют Учителем в особом смысле слова. Он – Наставник. Это слово придумали не современники евангельских событий. Наставниками называли очень многих людей, которые должны были принести людям и укрепить, укоренить в их жизни высшие духовные ценности. Это не были передатчики информации. Учитель сегодня, к сожалению, стал передатчиком информации, которого без труда может заменить компьютер, проверяющий ученика и сообщающий ему сумму знаний.
Некоторые так и думают – что преподавание в школе есть передача информации. Когда при этом говорят: "еще и воспитание" – это обычно бессодержательная фраза. Потому что мы считаем душевную, духовную жизнь человека чем-то вторичным. На первое же место поставлены какие-то политические, экономические факторы. Мы отказались от человека, мы пришли к некоему роботоподобному существу. Мы его и обучили таким образом. Мы и получили, что хотели. Как говорится, "за что боролись..."
Драма школы – это лишь часть общей драмы общества, отказавшегося от важнейших духовных ценностей, которые человечество имело на протяжении многих столетий и тысячелетий. И будет всегда иметь! Всегда будет иметь... Это невозможно изменить. Просто мы попали в эту полосу.
Я уж не говорю о том, что учитель должен быть талантлив. Почему-то мы считаем, что художником, музыкантом может быть человек с художественным или музыкальным дарованием, а учителем может быть всякий. Отбор людей в педагогические институты происходит совсем иначе, чем в консерваторию. Человека, лишенного слуха, в консерваторию не примут. Но это можно проверить. Специалисты проверяют.
Как проверить, есть ли у человека дар быть педагогом с большой буквы, человеком, который отдаст свою душу? Это же уже совсем особое дело, это призвание. Это служение. Это, я бы сказал, почти на грани монашеского служения. Недаром монахи являлись такими прекрасными педагогами на протяжении столетий, и сейчас тоже ими являются. Потому что, не имея собственной семьи, они всю любовь вкладывали в обучаемых детей. Это очень понятно и имеет серьезный смысл. Наставник передает частицу своей души. А то, что он передает еще и информацию, – это дело вторичное. Потому что информация вся закодирована в книгах и других вещах.
Надо научить мыслить, научить чувствовать и научить любить. Но что для этого нужно? Надо, во-первых, самому мыслить, чувствовать и любить. Если учитель не любит своих учеников (я, к сожалению, таких знаю)... У меня, например, от школы самые мрачные воспоминания (от своей школы), хотя там были неплохие учителя, которых я помню и сегодня, но в целом – мрачные. Война была... Я кончил в школу в год смерти Сталина. И сказал себе: пусть будет моей профессией любая, но только не учитель. Трудно, когда тебя ненавидят. А мы все ненавидели своих учителей. И им было тяжело с нами. Вспоминается старинная поговорка: "Врачу исцелися сам".
Очевидно, педагогика – это, прежде всего духовный подвиг людей. Может быть, это слишком крепко сказано. Но выхода нет. С другой стороны, я процитирую великого русского педагога Ушинского, который сказал, что "атеистическое воспитание – это безголовый урод". Я не помню, на какой это странице, но так он сказал.
Почему? Потому что ребенок и подросток исключительно чутки к проблеме вечности, смерти, смысла – для чего вообще всё это. Недаром так много самоубийств в раннем возрасте, а не в позднем, когда ребенок, подросток сталкивается с действительностью и не может с ней примириться. Более зрелые люди уже огрубели...
В общем, надо иметь, что отдать детям. Это очень трудно. Потому что тут должна быть какая-то живая традиция. На самом деле педагогический институт должен быть... не святилищем (это несколько неуместное слово), но местом, где происходит духовное становление молодых людей, студентов. Но это совсем не похоже на то, что есть. Совершенно не похоже. Да, оно может напоминать индийский ашрам, где люди живут, так сказать, вместе, ведь это должен быть совсем особый институт, он должен быть вырван из системы остальных вузов.
Потому что в этом институте заложено все будущее. И оттуда должны выходить люди совершенно особенные. Я не педагог и потому не могу здесь давать каких-то рекомендаций, но я убеждён, что воспитание духовных качеств в педагогических училищах и институтах – это первостепенной важности задача, гораздо более важная, чем наполнить их – просто каким-то наборам информации.
История педагогики, которую, они проходят, это скучно, сухо, это неинтересно, тем более, что ее же извращали, на моей намять всегда извращали. История педагогики; тесно связана с религиозной, церковной, духовной традицией. Почти все крупнейшие педагоги – так или иначе из нее вырастали. Возьмите для примера кого угодно – Песталоцци, у нас, естественно, Ушинского, Пирогова – знаменитого хирурга. Он же был педагог. А в своих книжках он задал вопросы смысла жизни. Вот дневник старого врача. Он размышлял, он был атеистом. Он обо всем этом пишет, для него это проблема внутренней жизни. А учителям, которые этого не имеют, совершенно нечего передать детям. И останутся они учителями духовно нищими...
Был у нас учитель истории, интересный человек. Он приходил, вынимал из кармана тетрадочку; прочитывал по ней то, что написано в учебнике. А поскольку наш учебник был переписан с дореволюционного с некоторым искажением, то получалось очень смешно. Я приносил старый дореволюционный учебник и следил, как он делал... Но я его не сужу; он был хороший человек. Это было время сталинское, он боялся отступить куда бы то ни было. Каких только уродов не рождало это так называемое образование.