— Еще один вопрос – насчет практической стороны всего этого дела … все, что я слышал, это скорее область духовных сфер, философствование, видение и прочее, – а жизнь состоит из практических истин, зачастую малоинтересных, невысокого порядка и прочее.
И каждый раз, когда вот от этих воспарений возвращаешься к практической стороне жизни, то видишь, собственно, что нитей-то связующих, как правило, и нет, и что берясь за какой-нибудь практический вопрос, я все на том же нуле нахожусь, и все так же не чую почвы под ногами, как и дух всех этих воспарений.
И притом создается впечатление, что это такая область духовного прибежища некоего, в которой хорошо побывать, передохнуть, а потом снова, значит, в эту грязь, в эту кашу. И снова, в общем-то, бултыхаться практически без каких либо новых навыков, без какого либо хоть минимального плюса.
И зачастую даже кажется, что вся церковная жизнь, как, впрочем, и духовная вообще – это оборачивается сугубо этой стороной, и мне как ищущему практических зацепок, почвы именно реальной – мне, в общем-то, делается как-то отчаянно пусто, именно по этому поводу …
— Вопрос очень правильный и правильно поставленный. Связан он, конечно, с нашей общей ошибкой, что вера есть некая "область", что это вроде какого-то хобби или какого-то уголка жизни. Между тем, нет таких уголков, в которые она бы не проецировалась. Я всегда себе представляю Христа в Назарете. Он жил не так, как на картинах итальянских художников или в нашем представлении. Он идет по двору. Его зовут починять ограду, которую сломал бык, и Он идет, и месит глину и Своими руками кладет камни на эту ограду. Святой Юстин-мученик пишет во II-м веке, что Христос делал плуги, делал ярмо для волов …
Можем ли мы представить, что Он делал их плохо? Можем ли представить, что люди приходили и жаловались, что Иешуа сделал им плохую вещь? А ведь Он жил так большую часть Своей жизни! И вот этот факт, о котором мы забываем, он трансформирует, преображает нашу повседневную жизнь. У художника Поленова есть изображение жизни Христа, он пытался представить ее так, как она была "во времена оно" в Палестине. Маленькие домики, белье висит.
Он идет усталый, с посохом. Да, Он жил в обычной жизни, понимаете? Он освятил повседневность. Он и главное таинство взял из трапезы, священной трапезы, но, все-таки, трапезы. Он никогда не звал людей бросать все, бежать в пустыню, сидеть и размышлять о своем третьем глазе и о чем-то в этом роде - Он ждал, чтобы люди жили по-Божьи среди самых обычных вещей, в самых обычных обстоятельствах.
Заметьте, что все Его притчи – а ведь они донесены до нас почти в магнитофонной записи, – потому что память народов Востока была столь велика, что столетиями хранили наизусть гигантские тексты, не то, что крошечные Евангелия. "Махабхарату" знали наизусть, Писание знали наизусть всё. Это была традиция.
И вот эти притчи – о чем они? Они совсем не похожи на индийские джетеки, где фигурируют раджи и какие-то фантастические персонажи … Это обычная жизнь. Пахарь, женщина, которая замешивает тесто, играющие дети … Он внес духовное в самое простое. И христианин – это тот, кто всегда видит во всем священное. Для которого нет отдельно сакрального и профанного, как любят выражаться снобы. Да все сакральное! Если вам кажется, что есть что-то профанное, то это мы – профаны. Что может быть профанным? Ничего. Горсть земли, глоток воды – все, по-своему, священно.
В одном апокрифическом Евангелии есть такие слова – Христос говорит: подними камень - Я там, разломи дерево – Я там. Эти слова, конечно, навеяны пантеизмом, но смысл их очень близок к тому, что мы знаем. Во все проявляется святое. В пище, в работе физической, в работе ума, в наших поступках …
Есть притча, где судья спрашивает всех: что ты сделал для Него? И разве он спрашивает, вознесся ли ты до седьмого неба, что ты созерцал, глядя на свой пуп или уходя в астрал, и прочее. Он говорит: то, что вы сделали моим братьям меньшим, вы сделали Мне. Вот, что самое главное. Накормил ли ты голодного, посетил ли ты того, кто был болен, кто находился в тюрьме – вот весь набор. Он даже не спросил, какие у тебя доктрины в голове. Значит: нет ничего более практического, чем Евангелие.
И можно по Евангелию жить, в любой профессии находясь. Среди святых есть князья, нищие, цари, епископы – люди всех сословий. На своем профессиональном уровне быть христианином. На своей кухне. Вот вы подметаете пол – женщины или мужчины, теперь мы все уравнялись – всегда надо помнить, что Дева Мария мела пол так же, как и мы. И это было священнодействие, это было нечто необычайное. Она мела пол, конечно, у нее же не было слуг, которые бы этим занимались. Нет ничего унизительного, кроме предательства и вражды.
Поэтому глубоко заблуждаются те, кто является "воскресными христианами", то есть час-полтора они где-то там помлеют в храме, а потом пришли …. И живут, как обыкновенные язычники.
А почему мы не можем жить иначе? Это, собственно, единственное, что от нас ожидается фактически, единственный ответ, который мы должны дать. Вовсе не какие-то воспарения, прозрения – а жизнь … Но это трудно. Легче говорить о мистике, чем просто жить по христиански.
Если у нас этого не получается – значит мы не делаем главного. Тогда все остальное идет прахом, "не всякий говорящий Мне: Господи, Господи, войдет в Царствие Небесное, а исполняющий волю Отца Моего. Есть род христианского снобизма. Гордая мысль: эти глупцы ничего не знают, а вот я читал Бердяева и вот чувствую себя корифеем. А на деле просто приобрел еще один престижный ярлычок. Вот здесь – профанация.
Есть этому помехи. Они заключаются в том, что наш общий социальный жаргон усвоил, скопировал, если хотите, массу хороших понятий, терминов и всего прочего. И когда я говорю одному молодому человеку: что ты бросил свою настоящую работу, что-то сторожишь, и, вообще, стал деклассированным, он говорит: "Ну вот, мне это всюду говорят, мои сверстники, друзья и вы мне говорите". Ну, если они тебе правду говорят, что же я могу сделать, чтобы не совпадать с ними во мнении? Эта привычка отталкиваться от всего, что идет извне, создает массу ложных внутренних предпосылок. Это касается вашего существования в обществе и профессионального окружения.
Я знаю одну женщину – она доктор наук, занимается астрономией – и она нигде не декларировала, не объявляла о своей церковности, о своем христианстве, но она была в институте всем для всех, образцом увлеченности работой и высокой нравственной принципиальности, все к ней обращались. И когда люди потом уже узнавали, что она христианка, то понимали – вот это, действительно, христианка.
А что за радость, если какой-нибудь бездельник будет говорить: а я вот верующий … да лучше бы уж молчал, чтобы не срамиться … это простые все вещи, но плохо усваиваемые.